ИНТЕРНЕТ КАТАЛОГ
УСЛУГ И ТОВАРОВ
-
-

" Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто?"

(16.04.0015 - )
Воспитатель Смолина Ольга Олеговна. Образовательная область "Познавательное развитие".

 

 

 

НОД интегративного характера

«Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто?»

(средний дошкольный возраст)

 

 

 

 

 

                      Цели НОД:

- дать начальные представления о классе пресмыкающихся;

- расширить представления о черепахе, о местах обитания, о способах передвижения.

 

Задачи НОД:

- ввести в активный словарь детей слова «пресмыкающиеся», «панцирь»;

- способствовать развитию связной речи детей: побуждать отвечать полным предложением, используя конструкции сложноподчиненного типа;

- способствовать развитию навыков словообразования;

- способствовать развитию социально-коммуникативных навыков, развитию умения работать в паре;

- развивать любознательность;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение составлять целое из частей;

- продолжать формировать представления об уникальности планеты Земля.

 

Словарная работа: пресмыкающееся, панцирь.

 

Методы и приемы: игра, развивающее задание, вопросы, словарная работа, дидактическое упражнение, работа с глобусом, работа со скороговоркой, ИКТ, рассказ, пальчиковая игра,  итог, мотивация последующей деятельности.

 

Оборудование: глобус, указка, мольберт, изображения черепах в разрезанном и целом виде, карточки с изображением Земли, представителей классов птиц, рыб, насекомых, зверей, пресмыкающихся, листы с неполным изображением черепахи, карандаши, презентация, техническое обеспечение.

 

 

 

 

 

1 часть: вводная

Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Ритуал приветствия

- Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля!

  Мы пришли сегодня в садик и приветствуем тебя!

Интеллектуальная разминка

1. Игра с мячом «Не зевай, думай быстро, отвечай» (стоя в кругу) 

- Бабочка – это …(насекомое).

- Кошка – это …(домашнее животное).

- Грач – это …(перелетная птица).

- Щука – это …(рыба).

- Лиса – это …(дикое животное).

- Хорошо отвечали, быстро, четко. А следующий вопрос я задам вам всем сразу. Как?

2. Развивающее задание «Разрезные картинки» (в парах)

- Предлагаю вам разбиться на пары и подойти к карточкам. Что же тут нужно сделать? Как вы считаете? (Я считаю, что …) Совершенно верно, по сигналу вы переворачиваете карточки и начинаете складывать изображение. Если задание выполнено, вы подаете мне сигнал – пара поднимает руки вверх. Давайте устроим маленькое соревнование: чья пара быстрее и правильнее выполнит задание. Обратите внимание, быстро и правильно. Рыба-карась, игра …(началась).

- Кто у вас получился? (черепаха) У вас? (…)  У вас? (…)

Педагог оценивает выполнение задания детьми, обращая внимание на озвученные критерии.

- Работали в парах дружно, справились с заданием. А теперь, пожалуйста, проходите на стульчики. (дети садятся на стулья)

Постановка и принятие цели деятельности 

- Кто-нибудь догадался, чем мы будем сегодня заниматься? (Изучать черепах.)

- Верно, а черепаха – это кто? Что мы знаем о черепахе? (Это животное.) Да, животное, вот только какое: дикое или домашнее? большое или маленькое? Хищное или травоядное? Есть ли у черепахи жилище? Вот у белки - (дупло), у сороки – (гнездо), у лисы – (нора). А у черепахи? Вы знаете? А хотите узнать? (Да.)

- И что же нам делать, где мы можем узнать? (Можно спросить у родителей, можно посмотреть в книге или в компьютере)

2 часть: познавательная

- Хочу нацелить вас на два вопроса: что за животное черепаха и где она живет. Итак, что и где. Садимся поудобнее, спина прижата к спинке стула.

Демонстрация презентации

Слайд 1 - Компьютер просит пароль: скороговорку о черепахе.    («Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая»)

- Хорошо произнесли, ваш язычок работал быстро. А какой звук чаще всего повторяется в этой скороговорке? (Звук «ч».)

Слайд 2 – Черепах на свете много и все  разные. Живут они в теплых странах почти по всей Земле. Сразу вам вопрос: у нас в Алтайском крае могут жить черепахи? (Нет.) Почему? (…..)

Слайд 3 – Черепахи значительно отличаются друг от друга по размерам. Есть совсем маленькие, вот такие.

Слайд 4 – Есть большие, крупные.

Слайд 5 – А есть гигантские, больше человека.

Слайд 6 – Черепахи отличаются размером, но что-то же есть у них общее. Что? (Панцирь.) Как вы думаете, для чего он нужен черепахе? (….) Да, черепаха – животное мирное, она сама не нападает, а вот желающих на нее напасть много и панцирь необходим ей для защиты. В случае опасности она втягивает внутрь панциря голову и лапы, и враг может голодным сидеть рядом сколько угодно, пока ему не надоест. Давайте произнесем все вместе это слово, чтобы лучше запомнить. (Панцирь.) Есть еще один общий момент у всех черепах – это способ передвижения. Черепаха бегает как собака? (Нет.) Прыгает как заяц? (Нет.) Летает как голубь? (Нет.) А как же она передвигается? (Ползает.) Да, и поэтому черепаха – пресмыкающееся. Помните наш вопрос: что за животное черепаха? Так вот, черепаха – пресмыкающееся. Давайте повторим все вместе это новое слово, чтобы запомнить. (Пресмыкающееся.)

Слайд 7 – Одни черепахи живут в море и называются …(морскими). Обратите внимание на лапки, они превратились в ласты, чтобы было удобнее плавать.

Слайд 8 – Другие живут на суше, на земле и называются … образовываем новое слово (наземными). Или сухопутными.

Слайд 9 – А если черепахе нравится жить в реке, то она называется …(речная). А если в болоте … (болотная). Как много на планете мест, где может жить черепаха, повторяем и загибаем пальчики: море, пустыня, река, болото!

Слайд 10 – Чем же питается черепаха? Когда осенью Данилка Смирнов приносил нам свою домашнюю черепашку, чем мы ее кормили? (Морковкой, огурцом, одуванчиком.) И где же морской черепахе взять огурец, огорода в море ведь нет? Что же ей есть? (Рыбу.) Морские черепахи питаются рыбой, крабами и водорослями … вместо огурцов.

Слайд 11 – Наземные черепахи питаются … помогайте мне … (травой, цветами) и разными корешками, которые они выкапывают своими  коготками из земли.

Слайд 12 – Когда птица хочет отложить яйца, она строит … (гнездо), лиса для своего потомства роет … (нору). Что же делает черепаха? А вот что. Она задними лапами выкапывает в песочке ямку и откладывает туда яйца. Так как черепахи живут в теплых странах, то песочек там какой? (Теплый.) Нужно ей сидеть, как птице на гнезде, чтобы яйца не остыли? (Нет.) Отложила яйца, засыпала теплым песочком и пошла по своим черепашьим делам.

Слайд 13 – Проходит какое-то время и из яйца вылупляется … образовываем слово, у лисы – лисенок, у черепахи - … (черепашонок).

Слайд 14 – Черепахи не заботятся о своем потомстве, а  вылупившийся из яйца черепашонок беззащитен, панцирь у него мягкий. Потрогайте кожу у себя на руке, вот такой же тонкий и мягкий панцирь. Поэтому едва появившись на свет, детеныши черепах сразу ищут себе укрытие.

Слайд 15 – Если черепаха счастливо миновала все опасности, то она может жить очень долго, больше ста лет.

Слайд 16 – К сожалению, черепах становится все меньше. Люди охотятся на черепах из-за их вкусного мяса.

Слайд 17 – А вам какая черепаха больше нравится: на тарелке или вот такая?

Слайд 18 – Я с вами согласна, у нас с вами будет клуб друзей черепах, и всем хватит места под солнцем: и людям, и черепахам.

Оздоровительная минутка: взаимомассаж «Шла купаться черепаха…» (стоя в кругу)

3 часть: развивающая

1. Дидактическое упражнение «Кто живет на Земле?» (стоя у мольберта)

Педагог приглашает детей подойти к мольберту с изображением Земли.

- Что изображено здесь? (Наша планета Земля) Как вы догадались? (….) Да, действительно, именно так выглядит наша планета из космоса. Кто же на ней живет?

Педагог демонстрирует карточку с изображением птиц, добивается о детей полного ответа (На Земле живут птицы.) Прикрепляет карточку к мольберту. Аналогично поступает с карточками с изображением насекомых, рыб, зверей.

- Кто же еще живет на нашей планете (демонстрирует карточку с изображением пресмыкающихся)? Змея, ящерица, черепаха – это …(пресмыкающееся. На Земле живут пресмыкающиеся.)

- Вот мы и ответили на первый вопрос: что за животное черепаха. Это пресмыкающееся! Давайте произнесем это слово еще раз (пресмыкающееся).

- Давайте сделаем шаг назад и полюбуемся на нашу планету. Удивительную планету. Давайте вспомним нашу речевку:

- Вместе с солнышком встаем,

  Небу мы улыбку шлем,

  Всей Земле – большой привет!

  Ведь ее прекрасней нет!

- Земля – это дом для многих рыб, птиц, пресмыкающихся, для нас с вами. А мы-то кто? (Люди.) В космосе есть еще планеты, где мы все вместе можем жить? (Нет.) Почему?  (Там нет воздуха.) Поэтому нашу планету надо беречь и охранять.

2. Работа с глобусом (стоя у стола)

Педагог приглашает детей подойти к столу с глобусом.

- Перед вами модель нашей планеты. Как  называется этот предмет? (глобус)

- Пришло время ответить на второй вопрос. Кто готов показать на глобусе место, где живут черепахи? (…………)

- А могут черепахи жить на Северном полюсе? (педагог показывает указкой)  Почему? (ответы детей) Кто же там тогда живет? (белые медведи)

- А на Южном полюсе? (педагог показывает указкой)  Кто же там тогда живет? (пингвины)

3. Развивающее задание «Дополни картинку» (в парах)

- А теперь я прошу вас найти свою пару, с которой вы вместе складывали черепаху в начале. Кто внимательный? Кто быстро нашел? Вам понравилось работать вместе? Еще хотите? (Да.)

- Присаживайтесь за стол, рядом. Каждой паре – один листок, одно задание на двоих. По сигналу вы перевернете листок и внимательно рассмотрите изображение. Скажу вам по секрету, художник торопился, забыл кое-что нарисовать. Надо ему помочь, дополнить изображение, но сначала разомнем пальчики.

 Пальчиковая игра  «У четырех черепах четыре черепашонка» (на каждое слово соединяются попарно пальцы обеих рук, «побежали» по столу, опасность – кисть в кулак «панцирь»)

- Работаем дружно, советуемся друг с другом. Если есть желание, можно нарисовать угощение вашему другу черепахе. Подумайте, какая еда ей понравится? Может быть, конфета? Или суп? Чья пара готова показать нам свой рисунок? Какой элемент вы дорисовали? Почему? Чем угостили черепашку? (Мы дорисовали шею, потому что у черепахи есть шея.)

Педагог побуждает детей строить сложноподчиненное предложение.

 4 часть: итоговая

Рефлексия

- Сегодня мы с вами познакомились поближе с черепахами, узнали некоторые факты из их жизни. Мне понравился ваш интерес к теме, ваша любознательность, ваша дружная работа в парах. А что понравилось вам?(…….)

Мотивация последующей деятельности

- Внимание, ребята! Сегодня я поставлю в наш мини-музей «Мир моря» вот эту книгу. Она называется «Атлас подводного мира». На ее страницах вы встретите и наших сегодняшних знакомых – морских черепах. А после сна предлагаю вам поиграть в маленьких волшебников, научиться превращать скорлупки от грецкого ореха в   маленьких черепашек. Еловые шишки в птичек мы превращали? (Да.) Понравилось? (Да) Будем дальше играть в превращалки? (Будем.)

Ритуал прощания

- Черепашкам, птичкам, рыбкам

  И жучкам мы шлем улыбки.

  Всех, друзья, вас очень любим.

  Обижать мы вас не будем!

Сюрпризный момент

- В качестве отдыха после нашей деятельности предлагаю вам посмотреть мультфильм.